Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 12 апреля 2024 г.

2. Клод Моне - Импрессионизм в деталях

Клод Моне - Регата в Сент-Адресс. Оригинальное название: Régates à Sainte-Adresse. Год создания: 1867. Месторасположение: Метрополитен-музей, Нью-Йоркю Характеристики: холст, масло. 75.2 x 101.6 см
Моне провел лето 1867 года в Сент-Адресс, зажиточном пригороде Гавра на побережье Нормандии. Остро нуждающийся в деньгах, молодой художник остановился у своей тетки Софи Лекадр, оставив в Париже свою спутницу Камиллу Донсье и их новорожденного ребенка Жана. Скрывая от отца эти отношения, Моне присутствовал в столице 8 августа при рождении сына, однако уже 12 августа вернулся в Сент-Адресс. Читайте дальше ⏬ Первое упоминание о настоящей картине датировано 25 июня, когда Моне сообщил, что у него в работе около двадцати картин, отметив: "среди морских пейзажей я пишу регату в Гавре с несколькими фигурами на пляже и внешней гаванью, покрытой небольшими парусниками". Эта солнечная регата, наблюдаемая во время прилива хорошо одетыми буржуа, кажется, была задумана как пара с картиной "Пляж в Сент-Адресс". Они идентичны по размеру, а точка зрения отличается всего на несколько метров на один и тот же участок суши. Но в отличие от солнечной сцены в "Регате", где персонажи и парусные яхты соответствуют высшему классу общества, "Пляж в Сент-Адресс" демонстрирует пасмурную погоду во время отлива, вытащенные на пляж рыбацкие лодки и окруживших их моряков и рабочих. Поскольку Моне никогда не выставлял картины вместе, контраст между ними не задумывался как социальный манифест, а предусматривал вместо этого различные условия, при которых можно было наблюдать одну и ту же сцену из дома его отца. Обе картины были написаны на открытом воздухе, что привело к сильному напряжению глаз Моне. 
В письме, которое он написал Базилю 3 июля 1867 года, он пожаловался: "Я теряю зрение, я едва вижу после работы в течение получаса; врач сказал мне, что я должен прекратить рисовать вне дома". Но через десять дней он сообщил: "Я постоянно работаю. Моим глазам стало лучше благодаря солнцу, которое не выходит уже несколько дней." Несмотря на то, что в картинах нет концептуального качества "Террасы в Сент-Адресс", они тем не менее воплощают последние технические достижения Моне. Море и небо представлены в виде широких цветных мазков, оживленных пушистыми белыми облаками или лазурными волнами, в то время как фигуры состоят из света и тени с небольшим моделированием между ними.
*****
Клод Моне - Терраса в Сент-Адресс. Оригинальное название: Terrasse à Sainte-Adresse. Год создания: 1867. Месторасположение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Характеристики: холст, масло. 98.1 x 129.9 см
За два года до написания картины "Терраса в Сент-Адресс" Моне писал: "Я придумываю потрясающие вещи, когда еду в Сент-Адресс". Действительно, настоящая работа - "потрясающая вещь" и первая из картин Моне, которая наглядно реализует многие идеи импрессионизма. Написанная в приморском курорте Сент-Адресс в окружении членов семьи Моне, она ни коим образом не демонстрирует внутренних противоречий в жизни художника. В то лето Камилла Донсье, невеста Клода, была беременна, и семья художника решительно не одобряла сложившуюся ситуацию. Его отец выдвинул ультиматум относительно финансирования существования Моне как художника, заявив, что тот должен забыть Камиллу и ребенка. Летом младший Моне покорно приехал в Сент-Адресс, чтобы успокоить свою семью, но не знал, как примирить желание родных, и собственное решение остаться с Камиллой и своим будущим ребенком. На самом деле, это полотно - ода солнечным дням на побережье Нормандии, с изобилием парусников, зонтиков и флагов, которая свидетельствует о строго упорядоченном отдыхе французской буржуазии того времени.

Седобородый джентльмен в панаме на переднем плане, смоделированный с отца Моне, Адольфа, сидит спиной к зрителю в сопровождении модно одетой женщины в белом платье с зонтиком, также сидящей на одном из стульев из гнутого тростника. Принято считать, что она представляет Софи Лекадр, супругу Адольфа-Эме Лекадра. Сидящие наблюдают за парой у кромки воды; она в модном белом платье с красной отделкой и зонтиком, а он одет более официально, чем отец Моне, в цилиндре и черном пиджаке. Девушка была идентифицирована как дочь Софи, Жанна-Маргарита, а мужчина, как обычно, полагают, является ее отцом и мужем Софи, доктором Адольфом-Эме Лекадром или другим родственником мужского пола. Четверка окружена зеленью, перемежающейся цветами в красных, желтых и белых тонах, где последние вторят белым платьям женщин. Гладиолусы, герани и настурции, встречающиеся в природе в самых разных оттенках красного, объединены здесь в один ярко-красный тон. Французский триколор развевается высоко справа, в то время как слева реет красно-желтый флаг, представляющий либо цвета местного парусного клуба, либо цвета испанского флага в честь Марии Кристины де Бурбон, вдовы испанского короля Фердинанда VII, жившей тогда неподалеку. Два человека сидят в трехпарусной лодке возле стоящей пары, другие парусники пришвартованы слева. Далеко в море видны большие корабли, в том числе пароходы, которые окрашивают небо серым дымом. Даже в этой относительно ранней работе художник натуралистично изобразил дымовые трубы, так же как он позже покажет заводские трубы за кулисами буржуазного отдыха в Аржантей в 1870-х годах. Ясное небо становится более облачным, когда оно достигает линии горизонта и дыма от кораблей. Длинные тени, отбрасываемые фигурами на переднем плане сцены, выдают, что наступил поздний полдень.

Картина состоит из трех цветовых полос, в которых преобладают светло-голубое небо, темно-синее море и зелень на переднем плане, дополненные включением триколора. Такая манера создания приморской композиции с преобладанием трехуровневых горизонтальных плоскостей не была новой. Первый учитель Моне, Эжен Буден, с которым молодой художник познакомился в 1856-1857 годах, и у которого он научился рисовать на открытом воздухе, уже несколько лет изображал побережье с трехсторонней структурой. Что было новым, так это интеграция сногсшибательных цветов и более плоское представление трех структурирующих полос пейзажа. Источником ярких красок для Моне стали японские гравюры укиё-э. Использование высокой точки обзора, соответствующей окну второго этажа приморской виллы, было также результатом просмотра гравюр Утагавы Хиросигэ и Кацусики Хокусая. В 1880 году критик Теодор Дюре, в частности, писал: "Среди наших пейзажистов Клод Моне был первым, кто осмелился зайти так далеко, как японцы в использовании цвета".

В 1879 году Моне выставил настоящую картину на четвертой выставке импрессионистов под названием "Сад в Сент-Адресс". К 1915 году она выставлялась в Сан-Франциско под заголовком "Гавр, терраса у моря" и на нью-йоркской Всемирной выставке 1940 года как "Гавань возле Гавра". И "терраса", и "Гавр" надолго закрепились в названии, пока в 1860 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке "Гавр" не был заменен первоначальным "Сент-Адресс". Возвращение к "саду" вместо "террасы" произошло в 1986 году после изучения оригинального каталога выставки 1879 года. Интересно, что в русской локализации картина по прежнему носит название "Терраса в Сент-Адресс", как наиболее близкое к содержанию холста.
*****
Клод Моне - Интерьер, после ужина. Оригинальное название: Interior, after Dinner.  Год создания: 1868-1869. Месторасположение: Национальная галерея искусства, Вашингтон.  Характеристики: холст, масло. 50 x 65 см
Сюжет картины представляет интерьер комнаты, освещенной лишь потолочной лампой. Люди замерли, увлеченные будничными делами перед приближением ночи. Игра света и тени на окружающей обстановке естественна и гармонична.
*****
Клод Моне - Вход в порт Трувиль. Оригинальное название: Entrance to the Port of Trouville. Год создания: 1870. Месторасположение: Музей изобразительных искусств, Будапешт.  Характеристики: холст, масло. 54 x 66 см
После бракосочетания с Камиллой Донсьё Моне переезжает в Нормандию, в Трувиль - небольшой морской курорт. На полотне художнику удалось воспроизвести океан во время отлива. Вода словно вытекла из залива, исчезнув в теряющейся перспективе. Природа замерла, тени растаяли, а яхты словно приклеены к водной глади.
*****
Клод Моне - Впечатление. Восходящее солнце. Оригинальное название: Impression, Sunrise Год создания: 1872. Месторасположение: Музей Мармоттан-Моне, Париж.  Характеристики: холст, масло. 48 x 63 см
Картина была написана в Гавре, родном городе художника, и стала одной из шести работ, где он изобразил порт города в разное время суток. На переднем плане в море сине-зеленых оттенков появляются силуэты рыбайких лодок. Единственным теплым цветом является оранжево-красный диск солнца. В туманном фоне тонут вертикальные мачты парусников, докерные краны, заводские трубы. Стоит отметить, что именно эта картина дала названию художественному направлению "импрессионизм".
*****
Клод Моне - Бульвар Капуцинок в Париже. Клод Моне - Лягушатник. Оригинальное название: Carnaval Boulevard des Capucines. Год создания: 1873. Месторасположение: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва.  Характеристики: холст, масло. 61 x 80 см
На первой выставке импрессионистов в 1874 году картина "Бульвар Капуцинок в Париже" вызвала целый шквал негодования критиков. Однако именно благодаря ей и другим работам художников, представленным на выставке мир познакомился с новым художественным направлением. На картине представлен вид из окна студии Надара на знаменитый парижский бульвар. Люди вышли на улицу для празднования традиционного городского карнавала, который устраивается в конце зимы. Веселая толпа парижан заполнила улицу, по мостовой проезжают экипажи, справа видны фигуры двух элегантно одетых мужчин, наблюдающих за прохожими. Ограниченное рамками холста изображение, словно кадр фотохроники, создает зрительное впечатление объемного пространства, наполненного светом, воздухом и движением.
*****
Клод Моне - Лягушатник. Оригинальное название: La Grenouillère Год создания: 1869. Месторасположение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк.  Характеристики: холст, масло. 74.6 x 99.7 см
Лето 1869 года Клод Моне провел вместе со своим другом Огюстом Ренуаром, тесно сотрудничая с ним в поисках новой темы для рисования. Они установили свои мольберты близ "Лягушатника", одного из популярных мест отдыха парижан на Сене. Находящееся в Круасси рядом с Буживалем, западном пригороде Парижа, это речное кафе привлекало горожан своим удобным расположением для купания и катания на лодках. 
К концу весны 1869 года Моне вместе со своей молодой семьей переехал в Сен-Мишель, деревню под Буживалем, чтобы остаться там до следующего лета. "Лягушатник" вместе с речным рестораном идеально подходил для наблюдения за людьми в их раскрепощенных и повседневных позах. Также, в большей степени для Моне, чем для Ренуара, это дало возможность исследовать его любимые атмосферные эффекты на воде. Картина "Лягушатник" это в равной мере эссе об отражении солнечного света на водной поверхности и тщательное изучение человеческих взаимодействий и поз отдыхающих, заимствованных из ранних карикатурных работ художника.
 Фигуры на крошечном круглом острове в центре холста, известном как "Камамбер", одеты в самые разные виды одежды: от длинных черных купальных костюмов по моде 1860-х годов на женщинах слева, до джентльменов в высоких шляпах и белых брюках с женщинами в длинных кринолиновых юбках справа. 
Они окружены гребными лодками спереди, обнаженными по пояс купальщиками слева и посетителями плавучего ресторана справа. Все классы смешаны, что делает "Лягушатник" необычным зрелищем. После отказа жюри парижского Салона весной 1869 года Моне был готов к переменам. В письме к своему другу писателю Арсену Уссе от 2 июня он писал: "Отказ в Салоне полностью убедил меня... Переезд завершен, и я нахожусь в очень хороших условиях и полон решимости работать, но, увы, этот фатальный отказ почти лишил нас хлеба и, несмотря на то, что мои цены немного подняты, дилеры и коллекционеры поворачиваются ко мне спиной." Моне отчаянно пытался найти новую манеру живописи, которая могла бы обрести массовую привлекательность. В "Лягушатнике" он наткнулся на что-то новое и не совсем понял, что нашел. К концу лета, все еще сетуя, что ему нечего будет представить в предстоящем Салоне, он написал Базилю: "У меня есть мечта, картина, купальня в "Лягушатнике", для которой я сделал несколько грубых эскизов, но это мечта. Ренуар, который провел здесь два месяца, также хочет написать эту картину." Существует мнение, что данная работа входила в число тех "грубых эскизов", упомянутых в письме. Наряду с персонажами, выполненными в карикатурной манере с не прорисованными чертами лица, Моне подчеркнул контуры природы справа, обозначив их в беглой манере. 
Художник ограничил свою палитру двумя или тремя тонами зеленого, чтобы изобразить деревья на левом берегу Сены напротив сцены с "Камамбер" и сфокусировался на отражениях в воде от тех же деревьев, лодок и купальщиков. Водная рябь, состоящая из попеременных мазков синего, зеленого и черного, подобно бравурной азбуке Морзе или исполнению в стиле стаккато, уводит зрителя от мирского объекта, чтобы сосредоточить его внимание на самом применение краски. "Лягушатник" был именно той картиной, которая заставила бы критика Луи Леруа назвать Моне и его друзей "импрессионистами" в его обзоре их первой выставки пять лет спустя.
*****
Клод Моне - Завтрак: декоративное панно.Оригинальное название: Le déjeuner : panneau décoratif  Год создания: 1873.  Месторасположение: Музей Орсе, Париж.  Характеристики: холст, масло. 160 x 201 см
После 1870-х годов Моне отказался от масштабных картин, которые создавал в начале своей карьеры. Однако были некоторые исключения, например, данная картина, представленная на второй выставке импрессионистов в 1876 году, первоначально задуманная для украшения поместья Эрнеста Ошеде в Монжероне. В период с 1878 по 1894 годы полотно находилось в коллекции Гюстава Кайботта. Прелесть изображения заключается во впечатлении от спонтанности утреннего пробуждения. На картине показан первый дом, в котором жила семья Моне в Аржантей, комфортная неформальная обстановка после завтрака в летнее время. На переднем плане стоят скамейка, приставной столик и стол для завтрака. Трапеза закончена, но стол не убран. На ветке дерева висит шляпка, на скамейке забыты зонтик и сумка. Маленький Жан, сын Камиллы и Клода Моне, спокойно играет деревянными блоками в пятнистой тени за столом, где падающий солнечный свет кажется сверкающим. Камилла совершает прогулку по саду, следующая за ней дама может быть гостья Алиша Ошеде. 
Несмотря на название "Завтрак", основной темой полотна является цветочная красота сада в доминирующих контрастах и четких тонах, преимущественно в красных и зеленых. Точками и короткими штрихами художник изображает кусты фуксии, герани и розы, которые весело чередуются с лучами солнечного света. Сквозь деревья блики света играют на платьях дам, дорожке, кувшине, скатерти и одежде Жана.
 Картина передает гостеприимную внимательность, что свойственно многим произведениям импрессионистов. Моне создает самые приятные ощущения солнечного дня с помощью легких цветных мазков, создавая яркие цветы, прохладные пятна тени, легкие ткани летних платьев. Сад, окружающий картину с трех сторон, является символом безопасного мира, в котором каждый день - счастливое воскресенье.
*****
Клод Моне - Маки в Аржантей. Оригинальное название: Poppies at Argenteuil.  Год создания: 1873. Месторасположение: Музей Орсе, Париж.  Характеристики: холст, масло. 50 x 65 см
На картине Моне изобразил прогулку своей жены Камиллы и сына Жана по маковому полю в теплый летний день. Цветы маков в левой части картины приковывают внимание своей яркостью, придавая картине ноту спокойствия и свежести. Моне любил рисовать предметы с разных точек зрения, поэтому в дальней части поля можно видеть вторую пару женщины и ребенка, в которых угадываются его жена и сын.
*****
Клод Моне - Сирень на солнце. Оригинальное название: Lilacs in the Sun. Год создания: 1872-1873. Месторасположение: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва.  Характеристики: холст, масло. 50 x 65 см
Работу над этой картиной Моне начал весной 1872 года в саду своего первого дома в Аржантей, близ Парижа. Под кустом цветущей сирени разместились две женские фигуры, одна из которых жена художника Камилла. Солнечный свет разливается в розовые, жёлтые, оранжевые тона, играет яркими бликами на листьях и одежде. Куст сирени склонился над людьми, будто предлагая им свою защиту от яркого солнца. Интересно, что именно "Сирень на солнце" стала первой картиной импрессионистов, которую привез в Россию русский коллекционер Сергей Щукин. Свои впечатления от созерцания этой картины поэт Осип Мандельштам выразил в стихотворении "Импрессионизм".
*****
Клод Моне - Прогулка. Дама с зонтиком. Оригинальное название: Woman with a Parasol - Madame Monet and Her Son Год создания: 1875. Месторасположение: Национальная галерея искусства, Вашингтон.  Характеристики: холст, масло. 100 x 81 см
Живя с семьей в Аржантей, Моне много рисует свою любимую жену Камиллу. Это одна из таких работ, известная также под названием "Камилла Моне с сыном Жаном". На картине изображена первая жена Камилла с сыном Жаном. Дама стоит на пригорке в лучах солнечного света на фоне голубого неба с проплывающими воздушными облаками. Легкий ветерок развевает волосы, вуаль и подол светло-голубого платья. Поодаль стоит маленький Жан, который с любопытством наблюдает за работой художника. Взгляд женщины немного удивленный, как будто она смущена, ее застали врасплох. Фигура Камиллы легкая, воздушная, она вот-вот улетит вместе с облаками в голубую даль. Картина Моне солнечная и светлая, при взгляде на нее становится легко и радостно на душе.
*****
Клод Моне - Камилла Моне на садовой скамейке. Оригинальное название: Camille Monet sur un banc de jardin.  Год создания: 1873. Месторасположение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк Характеристики: холст, масло. 60.6 x 80.3 см
Искусство Моне полагалось на наблюдение и исследование окружающей его среды, и в этой степени оно всегда автобиографично. Наряду с интересом к садоводству, Клод Моне вдохновлял художников следующих поколений своим инновационным подходом в художественной карьере. Моне научился работать над пейзажами на открытом воздухе под руководством французского художника Эжена Будена в очень раннем возрасте. 
Однако он предпочитал не копировать работы известных художников. Он рисовал то, что видел из своего окна, что, возможно, и делало его пасторальные полотна очень впечатляющими. На его картинах можно видеть времена года, погоду или, как в данной работе, представление женской моды в 1873 году. На полотне изображен сад в парижском пригороде Аржантей, принадлежавший дому, в котором Моне, его жена и их четырехлетний сын Жан жили с конца 1871 года. На картине можно видеть двух женщин и мужчину. Однако четко идентифицировать можно только женщину на скамейке. Это первая жена Моне, Камилла Донсье, которую он изображал во многих своих работах. Дама одета в элегантный наряд из бархата и дамаска, напоминающий образ весны 1873 года, опубликованный в мартовском выпуске модного периодического издания La Mode Illustré. Человек в черном позади Камиллы - сосед Моне, имя которого неизвестно.
 Сад с Камиллой появляется на многих картинах художника, изображающих радости деревенской жизни. Эта сцена на первый взгляд представляет гармоничное идиллическое общение городских жителей на природе. Однако, эта картина имеет предысторию и характеризуется довольно мрачным настроением. В сентябре 1873 года Камилла получила известие о том, что ее отец умер. В левой руке она держит письмо с посланием, обозначенным горизонтальным белым мазком кисти, взгляд темных печальных глаз обращен к зрителю. Джентльмен в цилиндре интерпретируется по-разному, как поклонник, как посланник смерти, но также и как сама смерть. 
В письме от 7 июня 1921 года Джорджу Дюран-Рюэлю, сыну и преемнику владельца галереи, сам Моне пишет, что этот человек был соседом, который, возможно, зашел выразить свои соболезнования и преподнести утешительный букет. Также есть предположение, что это Эжен Мане, брат художника Эдуарда Мане. Богатая семья Мане владела домом по соседству, и оба брата были частыми гостями Моне. Ничего не известно о личности женщины с зонтиком на заднем плане, которая любуется клумбой с красными геранями, но также могла обращать свой взгляд на главных героев. Над её зонтиком виден угол дома, который Моне арендовал с 1871 года. Впоследствии художник снова нарисовал этот сад в большем формате почти под тем же углом, но люди остаются на заднем плане. Воздействие солнечного света выражается по-разному, прямо или косвенно, на коже, одежде, цветах, скамейке и дорожке, наполненной светом или в тени. Моне выбрал освещение для картины, которое варьируется от яркого золотистого блеска в левой задней части до глубокой тени с приглушенными цветами на правом переднем плане. Светло-красная клумба с геранями и заросшая стена сзади перекликаются с букетом цветов на темной скамейке справа, нарисованным короткими быстрыми мазками кисти, который содержит только ярко-красный цвет. Платье Камиллы выдержано в приглушенных серо-зеленых тонах. Насыщенность цвета высокая на заднем плане, но низкая на переднем плане. Это создает впечатление подавленной атмосферы, окружающей Камиллу Моне, в сочетании с яркими и более сочными цветами в саду. Комбинированный эффект сюжета и визуальной формы создает в картине меланхоличную атмосферу. Более темные тона, контрастирующие с яркими цветами сада, подчеркивают это впечатление. 
Печальное выражение лица Камиллы и направление ее взгляда вдаль создает впечатление, что мысли молодой женщины где-то далеко. Сцена кажется принципиально разделенной между прославлением света и цвета на заднем плане и траурным настроением на переднем плане. Есть признание потери, но есть и утешение. Цветовые градации и разрывы были живописной специализацией Моне, который часто создавал свои более поздние серии картин в течение дня и времен года. Эта картина стала поворотным моментом в творчестве Моне, поскольку она являлась последней, в которой люди были в центре внимания. Его более поздние работы были сосредоточены на природе с людьми на заднем плане. 
Хотя люди играли определенную роль в его более поздних картинах, давая возможность рисовать под разным углом освещенности, основное внимание уделялось воздействию света на кожу, одежду и цветы.
*****
Клод Моне - Женщина читает. Оригинальное название: Springtime.  Год создания: 1872. Месторасположение: Художественный музей Уолтерса, Балтимор .Характеристики: холст, масло. 50 x 65 см
На картине изображена первая жена художника Камилла, читающая в тени кустов сирени. Солнечные лучи проникают сквозь листья, создавая яркие блики на земле и муслиновом платье. Картина была написана в Аржантей, где Моне проживал вместе с семьей с 1871 по 1878 годы. Первоначально картина называлась "Весна", но на второй выставке импрессионистов в Париже в 1876 году получила название "Женщина читает".
*****
Клод Моне- Портрет мадам Голибер. Оригинальное название: Madame Louis Joachim Gaudibert Год создания: 1868. Месторасположение: Музей Орсе, Париж.  Характеристики: холст, масло. 216.5 x 138.5 см
Хотя работа "Корабли, покидающие причал в Гавре" была принята Салоном 1868 года, материальное положение Моне становилась все более отчаянным. Летом ему удалось разместить четыре картины на Морской международной выставке в Гавре, но Моне был настолько подавлен, что в письме от 20 июня упомянул о попытке самоубийства. Однако ближе к осени дела пошли немного лучше. В сентябре он написал Базилю из Фекана, где остановился с Камиллой и сыном Жаном: "Я только что получил телеграмму от моего коллекционера в Гавре с просьбой написать портрет его жены в следующий понедельник". 
Вместе с удачным заказом Моне ждало известие о присуждении ему серебряной медали на Морской выставке. Богатым покровителем и коллекционером, о котором пишет в письме Моне, являлся крупный судовладелец Луи-Йоахим Годибер, заказавший у молодого художника два собственных портрета, портрет своей супруги и малолетнего сына Луи-Эжена. Из всех картин до наших дней сохранился только портрет мадам Годибер, которой на момент его создания исполнилось 22 года. Она умрет в октябре 1877 года, пережив своего мужа на восемь лет. Работая над портретом мадам, Моне писал Базилю: "Я нахожусь в загородном доме недалеко от Гавра, где меня радушно приняли в очаровательном месте. Тем не менее этого оказалось недостаточно, чтобы вернуть мне прежний пыл. Картина не идет, и, честно говоря, я вряд ли получу признание". Но великолепный портрет мадам Годибер попал точно в цель. По словам Луи Годибера это был "чудесный всплеск цвета".
 Вероятно, заказ должен был воссоздать очарование портрета Камиллы, который был показан на летней выставке в Гавре. Однако, сравнивая оба портрета можно найти разительные отличия. Здесь мадам Годибер прячет свое лицо в отличие от Камиллы, а ее желтовато-коричневое шелковое платье выглядит не столь впечатляюще, как, без сомнения, арендованный костюм Камиллы. Вместо акцента на одежде Моне полагается на внешнее окружение, полностью отсутствующее на портрете Камиллы, передавая через него зрителю ее социальный статус. Интересно, что на обратной стороне этого холста нарисован эскиз интерьера с двумя женщинами и ребенком, позднее воплотившийся в картину "Завтрак", отвергнутую Салоном 1870 года.
* * *

Комментариев нет:

Отправить комментарий