Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 11 апреля 2024 г.

Малоизвестный портрет Петра Великого.

Портрет Петра Первого, работы Антония Шуньянса-Паразиуса. 
Портрет писан с натуры в 1716 году,  во время поездки Петра в Германию и Голландию.
Этот портрет почти не известен широкой публике. Слишком уж он контрастирует с привычным нам обликом Петра I. В действительно ли это он, и с натуры ли его писали?

Автор картины – голландский художник Антоний Шуньянс. В сведениях о портрете указано только, что он написан в период с 1696 по 1725 год. А нельзя ли выяснить точнее? Например, где Шуньянс мог встречаться с царём Петром I? Читайте дальше  ⏬
В биографии Шуньянса рассказано, что с 1693 по 1702 год художник проживал в Вене, однажды выехав в Копенгаген для написания портретов членов королевской семьи. Следовательно, уже тогда Шуньянс был известным художником. С 1702 года начинаются странствия Шуньянса: он живёт в Берлине, Гааге, Лондоне, Дюссельдорфе, выполняя заказы различных высокопоставленных лиц, и в 1716 году возвращается в Вену.

Теперь смотрим, где в эти годы находился Пётр… Да, всё верно: в 1698 году Пётр I в составе «Великого посольства» возвращался через Вену в Россию!

Но в то время Петру должно было быть всего 25 лет! А на портрете изображён какой-то старик! Может быть, царь и художник встречались ещё раз?

Что же, вполне может быть. В 1710-е годы они могли пересечься где-нибудь в Германии, куда Пётр выезжал для совместных военных действий против Швеции с северо-немецкими князьями. Чтобы более точно ответить на этот вопрос, обратимся к другому портрету.
Портрет Петра I кисти польского художника Яна Купецкого, как уверяют, написан в 1711 или 1712 году. Он в это время жил в Вене и тоже нередко писал коронованных особ. Правда, Пётр через Вену тогда не проезжал, но побывал в Карлсбаде, куда мог быть вызван Купецкий, знаменитый в то время художник, для написания портрета царя. 
 Как видим, на картине Купецкого Пётр I весьма похож на изображённого кистью Шуньянса. Они вполне могли быть написаны примерно в одно время. Все парадные, хорошо известные нашим современникам и соотечественникам изображения Петра I ведут начало вот с этого
Его автор – французский художник Жан-Марк Натье, нарисовавший Петра Великого в 1717 году, во время визита русского царя во Францию. 
 Однако сразу закрадывается сомнение: не слишком ли облагородил изысканный и галантный француз черты царя (которому было уже 45)? Ведь недаром Пётр I заказал после этого Натье целый ряд батальных картин – видимо, ему очень понравилась его работа. А отсутствие новых царских заказов у Купецкого и Шуньянса может свидетельствовать о том, что Пётр остался недоволен их работой. И всё-таки: когда был написан портрет, выставленный здесь первым: в 1698 или 1711 году? 
Многие заказчики отмечали «несимпатичный характер» художника Шуньянса, его «причудливость». То есть, очевидно, были возмущены правдивостью художника. Так что не исключено, что на первом портрете – молодой Пётр. А что, собственно, в нём такого, что не могло быть у человека двадцати пяти лет? Просто неряшливый, небритый вид. Видать, заработался человек. Ни одного седого волоса, кстати. 
 В то же время, если портрет написан действительно в 1698 году… Это заставляет вспомнить многочисленные байки о том, что царя Петра в «Великом Посольстве» подменили… Представленные здесь картины – три единственных сохранившихся прижизненных портрета Петра I.
* * *

Комментариев нет:

Отправить комментарий