Эдуард Мане. «Мертвый Христос с Ангелами» (1832-1883; холст, масло; 179,4 х 149,9 см; музей Метрополитен, Нью-Йорк)
Это однo из всего лишь двух произведений Мане на религиозную тему (вторoe - «Христос, оскорбляемый солдатами», 1865). Из-за решительного неприятия картин миром „салонного" искусства, больше к подобным опытам Мане не возвращался.
Эта картина оставляет двойственное и не слишком благолепное впечатление.
Бледное, посеревшее тело мертвого Христа, сидящего с открытыми глазами, поражает своей безжалостной резкостью, сродни Эль Греко и Сурбарану. Повторюсь, никакого благолепия в этом мертвом Христе нет; нет также ни покоя, ни мира, как и никакой величественности и героики - в противоположность образу мертвого тореро на его же известной картине «Мертвый тореро». Есть только измученное мертвое тело. Устрашающей тяжести такого конца жизни ничего не могут противопоставить две скорбные женские фигуры, играющие роль Ангелов, а мертвенность тела только подчеркивается красочным сиянием ангельских крыльев.
Известный советский искусствовед А. Д. Чегодаев в своей монографии о Мане определяет картину «Христос с Ангелами», как „искусственный, нарочитый эксперимент, чуждый всему духу искусства Мане и потому не удавшийся".
Это полотно также яркий пример одной относительно слабой стороны Мане, как живописца: ему не очень удавались построения композиций картин. Он знал, разумеется, об этом своем недостатке и потому нередко заимствовал композиции старых мастеров (в данном случае Тинторетто), но в зеркальном отражении. Эта его привычка сыграла с ним в данном случае злую шутку. На картине рана Христа, которую ему нанесли солдаты, когда он висел распятым на кресте, находится на левой части его груди, хотя удар копьем был нанесен справа. Ошибку Мане заметил его близкий друг Шарль Бодлер и письмом умолял Мане ее исправить. Но - увы, картина была уже отправлена на выставку в Салон.
* * *
Комментариев нет:
Отправить комментарий