Бернардо Строцци, прозванный Прете Дженовее или Капуччино (1581 Генуя - 1644 Венеция) - "Аллегория бренности" (Старая кокетка). После 1630/, Холст, масло. 135х109 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
В XVII веке художников впервые заинтересовала тема необратимости времени. На полотне изображена дама, прожившая долгую жизнь. Она сидит перед зеркалом и всматривается в свое увядшее лицо, надеясь узреть в отражении свою былую красоту. Это лицо обтянуто обвисшей и морщинистой кожей.
Однако черты его напоминают о том, что она была когда-то очень хороша. Героиня не собирается мириться с увяданием, она прихорашивается и пытается выглядеть, как много лет назад. Ситуация доведена до гротеска: кокетка, держа в руках розу и нежный цветок флёр-д’оранж, всё ещё выбирает между любовью и замужеством.
Сцена настолько комична, что служанки не скрывают своего отношения к госпоже, они хихикают за её спиной. Но не случайно художник изображает лицо старухи отражённым в зеркале: её глаза полны тревоги, она сама видит неотвратимость прожитого.
Бернардо Строцци в противовес Аньоло Бронзино обращается не прекрасному в мире, а к некрасивому, даже безобразному, к уродству. Его героиня, старая дама, не красива, а даже безобразна. Даже служанки подсмеиваются над ней, понимая, что старость уже не спрятать никакими нарядами, а контраст красивого, свежего платья делает даму ещё старее и безобразнее.
Интересно понять, почему художник обращается к теме уродства и увядания человеческой красоты и молодости. Кажется, на этот вопрос довольно легко ответить, ведь Строцци – монах. Вероятнее всего, он решил просто посмеяться над светскими традициями и показать, к каким курьёзам приводит желание старухи надеть платье, подходящее для молоденькой красавицы. До сих пор говорят, что нет ничего нелепее накрашенной старухи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий