Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 24 февраля 2024 г.

Натюрморты - Антонио Переда.

Антонио Переда - видный живописец мадридской школы, испытывавший влияние Веласкеса. Он писал картины на исторические и библейские сюжеты, но большую известность приобрел благодаря своим натюрмортам.
Натюрморт с поставцом - Антонио Переда. Холст, масло. 80x94 
В произведении нет места случайности, почти обязательной во фламандском натюрморте, все разложено в определенном строгом порядке. Центральное место занимает большой ларец черного дерева, выложенный пластинками белой кости.
Из открытого ящика ларца свешивается кусок пестрой ткани, затканной ярким народным орнаментом. Разнообразные керамические изделия расположены на ларце и вокруг него: красная ваза с лепным орнаментом, сосуд с орнаментальной росписью, в которой заметна крылатая женская фигура, и другие, менее парадные сосуды. Переда тщательно выписывал такие детали, как обломанный край у фаянсового кувшина или потертость поливы на расписном узоре, следы времени на ткани. Художник вводит в картину интересную деталь - пузатую стеклянную банку, наполненную прозрачной водой. Тут же лежат кусок сыра, бисквиты и пирожные, аккуратно разложенные на куске белой бумаги. Старательно передавая цвет каждого отдельного предмета, мастер не стремился прийти к одной общей гамме произведения в целом, однако это сделало натюрморт очень нарядным и привлекательным.

Натюрморт с часами - Антонио Переда. Холст, масло. 78 x 91 см

В 1652 году, во время самого расцвета творчества Антонио де Переда, он пишет интересную картину – «Натюрморт с часами». Выписаны все детали до мельчайших подробностей, прекрасно изображена переливающаяся ткань, на фоне которой расставлены элементы натюрморта. Кувшины, сосуды и графинчики реальны, они как будто с фотографии – их отделка, тени, завитушки, стеклянный чайник, почти сливающийся с драпировкой, отражающийся свет - все достоверно и добросовестно передано автором. В центре композиции великолепные часы, своим весом «давящие» на согнувшегося под их тяжестью фавна.
 По всему столу разбросаны ракушки и грецкий орех. Но обращаем внимание на то, что все эти предметы расставлены и разложены намеренно искусственно, чтобы зритель задумался и разгадал ту мораль, которую хотел донести художник. Наверное, людям 17-го века было легче разгадать загадку, заданную живописцем. Но попробуем и мы добраться до сути замысла. Так, пустые ракушки означают телесную оболочку, которая остается после того как душа покидает тело человека. Грецкий орех в средневековье ассоциировался с добродетелью, с жизнью, а расколотый орех со смертью. 
Стеклянные сосуды – с тонкостью и хрупкостью жизни человека. Часы говорят о скоротечности нашего бытия. Все эти «персонажи» полотна Антонио Переда наглядно, несмотря на кажущуюся простоту, демонстрируют нам глубокий смысл и ценность нашего существования в этом бренном мире. Богатство, тщеславие, удовольствия – все это скоротечно, преходяще и тленно, а думать надо о душе и ее духовном развитии.
* * *

Комментариев нет:

Отправить комментарий