Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 16 февраля 2024 г.

Личная драгоценность Петра Великого и кара за краденые царевы алмазы

Царский регламент требовал от юного царя носить не только корону, скипетр и державу, но и много чего еще. Традиционное платье правителя, богато украшенное жемчугами и каменьями, порядком тяготило юного Петра Первого. Именно поэтому ему так приглянулась простая одежда европейских тружеников. Однако парадные кафтаны императора, все же, не обходились без драгоценностей. Сам же царь обладал единственной ювелирной вещицей, которую не снимал до последнего вздоха. Это был его наперсный крест.
Личная драгоценность царя хранится в Оружейной палате. Это фантастически прекрасный крест с россыпью драгоценных камней, которые будто созданы для того, чтобы подчеркнуть величие сурового правителя. Он безо всякого сожаления переоделся в европейское. И с такой же безжалостностью приказал русским дворянам и боярам донашивать старое традиционное платье, если прежде они купили новомодное, выбрасывать кокошники и широкие воротники с сарафанами. Облачаться в кафтаны, узкие штаны, чулки и корсеты. Щедро сдабривая все эти шокирующие российский народ новшества французскими кружевами, брошами, париками с драгоценными заколками и прочей роскошью на европейский лад.

Петр стряхнул с себя широкие царевы одеяния старины глубокой, тяжелые от расшитых золотом, жемчугом, самоцветами тканей. И, как ему казалось, вздохнул полной грудью. Благо, хоть личный наперсный крест не приказал поменять. Как напоминание о былой жизни России-матушки. Еще в 1682-м году, когда венчали на царство двух монархов, все древние регалии наших царей достались старшему из братьев, Ивану Пятому. Ему же полагался и наперсный крест, принадлежащий Мономахам. Ну а младший, Петр Алексеевич, остался ни с чем. Поэтому было решено, что лучшие мастера сделают для него отдельное церковное украшение, личный наперсный крест.


Прекрасное, торжественное золотое изделие было покрыто разноцветной эмалью. Двенадцать прозрачных алмазов и десять чарующих изумрудов составили сияющую основу старинного изделия. Верхняя часть украшена изображением Спаса Нерукотворного. Середину заняли крупные, ярко-зеленые изумруды, которые, собственно, и составляют орнамент в форме креста. На одном из камней «спрятано» резное Распятие. Еще один изумруд заключает в себе «Царя Славы», на третьем же вырезана «Ника». Если мы посмотрим на обратную сторону царского креста, там тоже увидим очередной изумруд. На этот раз с образом апостола Петра, который считался небесным покровителем российского самодержца.


Пока Петр Великий был жив, наперсный крест считался его личной вещью и сокровенной драгоценностью. Однако через два года после его кончины крест, как ценный экспонат, передали на хранение в Оружейную палату Кремля. В те времена украшение весом в сто граммов (или сорок два золотника) имело вполне определенную стоимость – пятьсот шесть рублей. Не только царь, но и все представители знатных сословий должны были предать забвению славянскую моду предков. И щедро сдобрить чужеземные наряды сверкающими бриллиантами, кровавыми рубинами, искристыми сапфирами и прочей драгоценной россыпью.

Первый удар неумолимого реформатора, как мы помним, пришелся на бороды знатных русских мужиков. В самом конце 17-го века причуды царя-батюшки свели с ума почти всех его подданных. Едва только мужчины оправились от первого «модного» шока, как Петр нанес второй удар, причем, точно в цель. Указ правителя повелевал сменить русское платье на венгерский, и позже - французский и немецкий костюм. Городские ворота пестрели от обилия чучел, которые демонстрировали жителям кафтаны, кюлоты, сорочки, воротники и прочие тонкости нового гардероба. Вот такой своеобразный «подиум» из странных манекенов устроил царь-стилист для нерадивых подданных.

Когда жестокие указы государя как-то поутихли, и реформированная Россия чуть вздохнула свободно, многие чиновники распустили руки. И начали загребать лишнее, легкомысленно полагая, что кара Петра их не коснется. Так, бывший комендант Москвы, сват графа Гавриила Головкина, он же – губернатор Сибири, человек самоуверенный и смелый, князь Матвей Петрович Гагарин пустился во все тяжкие. Он не только наглым образом брал взятки, скрывал цифры от всех поступающих налогов. Но и отважился украсть редкие алмазы, которые правитель Поднебесной с почестями передал для императора Петра Алексеевича.

Обер-фескалы не дремали, и вскоре у Сената появились неопровержимые доказательства всех преступлений князя Гагарина. Когда в 1719-м году его арестовали и посадили под стражу в Петербурге, бывший чиновник взмолился к светлейшему князю Александру Меншикову. Мол, сколько золота и каменьев ему было преподнесено. Теперь настало время заступиться за опального Гагарина. Но фаворит Петра и в ус не дул. Опасаясь, что расследование затронет и его персону, светлейший князь промолчал. Что ж, казнокрада ожидала смертная казнь и тугая петля. А после прилюдной расправы его бренное тело целых полгода висело, прикованное цепями. Чтобы другим чиновникам было неповадно грабить казну. И тем паче, царевы алмазы.
* * *

Комментариев нет:

Отправить комментарий