Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 23 февраля 2024 г.

Якоб Йорданс - Мелеагр и Аталанта

Музей изящных искусств, Антверпен Год: 1614. Мелеагр и Аталанта - Якоб Йорданс. 1618. Холст, масло. 152 x 120 см

   Это яркое и запоминающееся полотно написано художником в раннюю пору его творчества, однако уже явно отражает его стиль письма и используемый модный стиль – барокко.
Картина эксплуатирует популярную тему из древнегреческих мифов об охотнике Мелеагре и храброй девушки Аталанты, оказавшейся мастером охоты ничуть не хуже мужчин.
Когда отец Мелеагра не принес нужной жертвы богине охоты Артемиде, та в гневе послала на его царство страшное чудовище – гигантского каледонского вепря. Это страшное, дикое животное наводило ужас на поселения и разоряло поля. Мелеагр кинул клич среди лучших греческих охотников, и ему все-таки удалось победить чудовище.

   Первую рану вепрю нанесла именно Аталанта, ослабив животное и обеспечив тем самым возможность его уничтожения. За это она была вознаграждена по тогдашнему закону: ей вручили голову и шкуру вепря как заслуженный охотничий трофей.

   На картине запечатлен именно этот момент. В центре картины изображена сама Аталанта в белоснежном хитоне и с драгоценной перевязью через плечо. Она держит на коленях, прижимая ее рукой, огромную голову чудовищного вепря с хищно оскаленными клыками. Вокруг нее толпятся охотники, оспаривая ее право на добычу и почести. Их жадные руки тянутся к трофею, пытаясь отнять его у Аталанты. Смысл действия понятен – каждый хочет стать героем и возмущен тем, что на этом месте оказалась женщина.

   На картине Аталанта повернулась к стоящему рядом Мелеагру и вопросительно смотрит на него, пока он отстаивает свое решение. В нижней части картины сходящие с ума от запаха свежей крови охотничьи собаки тоже тянутся мордами к добыче.

   Картина, как всегда у Йорданса, впечатляет красками и сложной многофигурной композицией. Лица людей выписаны очень тщательно и несут запоминающиеся черты. Интересно, что Аталанта и Мелеагр отличаются очень светлой кожей, буквально сияющей на полотне, в то время как у всех остальных лица темные, обветренные или красные.

   Живописные достоинства полотна сразу позволяют отнести его к творчеству именно этого мастера. Он прославился виртуозным умением создавать сложные, комбинированные композиции и мастерски изображать складки одежды. Владение кистью ставит его рядом с другим великим фламандцем – Рубенсом.
* * *

Комментариев нет:

Отправить комментарий