Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 11 февраля 2024 г.

Песня о любви – Норман Роквелл.

Песня о любви – Норман Роквелл. Холст, масло. 97 x 109 см. Музей Индианаполиса Год: 1926
Основной темой творчества Нормана Роквелла, одного из самых популярных американских художников, была жизнь простых американцев – жителей провинции и обитателей плотно заселённых районов больших городов, фермеров и мелких служащих, работников кафе и заправок.
Чем живут, о чём горюют и чему радуются, о чём мечтают и чего боятся эти люди, которые не становятся героями фильмов и журнальных статей, чья жизнь проходит незаметно для общества? На картине, о которой пойдёт речь, мы видим, наверное, один из самых эмоционально насыщенных эпизодов из жизни простых обывателей, незаметных жителей Америки.

Как изобразить музыку?
Картина носит название «Песнь о любви». Но для того, чтобы зритель «увидел», почувствовал звучание музыки, мало просто нарисовать музыкальные инструменты в руках музыкантов.

Звучащая мелодия отражается в лицах и позах персонажей, тех, кто исполняет, и тех, кто слушает музыку. Конечно, важна и обстановка действия. Как Роквеллу удалось достичь нужного эффекта?
Музыканты
Облик главных героев картины намеренно снижен, лишён романтичности. Два пожилых человека сидят у маленького столика, на котором лежат ноты и стоит метроном. В руках одного – флейта, у другого – кларнет.

Они одеты как типичные мелкие служащие: жилеты, шейные платки, рубашки с воротом-бабочкой. Мы видим грязные обшлага, стоптанные, грязные ботинки, измятые брюки.

На лицах мужчин – сосредоточенность и воодушевление. Они полностью поглощены своим занятием. Они создают музыку, и это заставляет забыть о непрезентабельности их внешнего вида.
Интерьер
Обстановка комнаты, в которой сидят музыканты, только усиливает ощущение беспорядка, неблагополучия, бедности. Стол покрыт мятой скатертью. На грязном, неопределённого цвета полу лежат какие-то бумаги, возле них - зонт и перчатки.

Основное место на серой стене занимает географическая карта, мятая и разорванная сверху. Рядом с ней – ещё какие-то бумаги, картинки, должно быть, вырванные из журнала.

Но на той же стене висят часы-ходики с маятником, по-настоящему красивая, украшенная резьбой, изящная вещь. Казалось бы, им здесь не место, как и музыке не место в этой убогой обстановке.
Девушка
Самый выразительный образ картины – скромно одетая, юная девушка, должно быть, дочь одного из музыкантов. Она стоит позади них, прислонившись к стене. За ней – окно, наполовину закрытое белой занавеской.

Призрачный пейзаж за окном символизирует другой мир, в который можно попасть, покинув это убогое жилище. Нежное, одухотворённое лицо девушки, её мечтательный взгляд полнее всего выражают высокие чувства, навеянные музыкой. Героиня полностью захвачена звучащей мелодией, она забыла о щётке в её руках, о скромной, почти нищенской обстановке в доме, о беспорядке вокруг.

Настоящее искусство может жить в любых условиях. Оно возвышает людей, позволяет им мечтать, думать о прекрасном, наполняет радостью и надеждой самую беспросветную жизнь.
* * *

Комментариев нет:

Отправить комментарий