«На крыльях зари», Эдвард Роберт Хьюз, 69.9 x 104.2 см, смешанная техника - Частное собрание, Год: 1905
Картина отражает представление Братства прерафаэлитов об искренности чувств и качественном воображении в искусстве.
В центре композиции парящая на крыльях обнаженная девушка, устремленная навстречу рассвету. Пролегающая внизу горная цепь еще находится в тени, но некоторые вершины уже окрасились розовым цветом зари. Небо начинает полыхать яркими красками встающего из-за горизонта солнца. Читайте далее ⏬
Полотно наполнено огненной яркостью. Художник использовал акварель с гуммиарабиком для придания блеска, а также оттенки золота.
Женский образ в картине подобен древней богине Заре, которая открывает ворота для лучезарного бога Солнца и взлетает на розовых крыльях, чтобы осыпать землю золотой росой. Обычно художник не изображал явные литературные тексты, стремясь только косвенно задать нужную тему и настроение.
Сюжет динамичен, но при этом в нем сохранена атмосфера утренней неги. Вместе с обнаженной девой к зарождающемуся свету устремились вереницы птиц. Иногда эту картину называют просто «Крылья», так как в ней в единое целое слились очертания перистых облаков, птичьи крылья и два божественных крыла девушки. В другом направлении, в сторону исчезающей тьмы, направляются крылатые ночные существа: летучие мыши и совы.
Заданная полутень между видимой ясностью и размытой темнотой погружает зрителя в мир таинственного момента смены ночи и дня. Для Эдварда Хьюза изучение сумерек было очень важным. Он называл их «временем видеть вещи» в смягченных тонах и загадочных образах.
В 1905 году картина была представлена на показе в Королевском обществе искусств в Лондоне. Критики выразили свое восхищение колористикой работы и безупречно смоделированной женской фигурой.
* * *
Картина «Канун летнего солнцестояния» Э. Р. Хьюза наполнена художественными идеалами позднего Братства прерафаэлитов и британских художников-романтиков. Праздник летнего солнцестояния до сих пор отмечается многими народами. Считается, что в эту ночь творятся чудеса, природа оживает, и людям видится всякая невидаль.
Главную роль в композиции занимает молодая женщина, возможно лесная нимфа, окруженная кольцом похожих на детей крылатых существ. Она приподняла золотистое платье и держит флейту, как будто хочет исполнить песню лета. Сценой для феи служит зеленый травяной покров, занавесом – густая листва деревьев. Миниатюрная аудитория освещает ее светящимися цветами и стебельками как прожекторами.
Лицо и вся поза златокудрой красавицы вполне естественные. Пейзаж походит более на сказочный мир. Хьюз акварельными мазками заполняет пространство насыщенным цветом, а для создания формы использует плотную гуашь. Таким образом, земное естество смешивается с волшебной игрой.
Что-то мифическое присутствует в женском образе. Как будто это сама богиня Флора, покрытая прелестным цветами, из уст которой исходит роз дыхание, дарующая миру весну и полевые плоды.
Сцена сюжета отсылает к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Слышится разговор эльфов: «Я служу царице фей, сыплю росы перед ней...». Может быть это фея Титания дает указания своим маленьким помощникам?
Э. Р. Хьюз не старался создать в своей работе смысловое повествование. Напротив, он стремился задать настроение, позволяющее заглянуть в другой мир, где нет мирской суеты и тревог. Выполненная в сложной живописной технике, в соответствии с точными наблюдениями за природой, картина переносит зрителя в атмосферу волшебства и гармонии.
Впервые полотно было выставлено в Королевском обществе художников акварели в 1908 году. Публика очень тепло восприняла картину, и до сих пор она считается одной из лучших работ Хьюза.
* * *
«Принцесса в саду», Эдвард Роберт Хьюз — описание картины Автор: Эдвард Роберт Хьюз Где: Частное собрание Год: 1901
На картине «Принцесса в саду» изображена молодая девушка в окружении цветов и трав, зачарованно разглядывающая в водной глади своё отражение. Её богатые одежды рассыпались складками по траве и словно сливаются с цветущим ковром, на котором лежит принцесса. Распущенные волосы подобны причудливым завиткам растений, окружающих девушку, а цветочный орнамент на платье подчёркивает гармонию и единение с природой.
Всё полотно словно сияет мягким, обволакивающим светом – это удивительное мастерство художника проявляется во всех его картинах: Эдварда Хьюза нередко сравнивают с Ренуаром, Караваджо и Куинджи – непревзойдёнными мастерами света.
Вопреки незыблемому академическому правилу – писать по тёмному фону условную растительность, Хьюз покрывает холст белой краской и пишет настоящие, живые цветы, деревья и травы, поражающие совершенством деталей и ботанической достоверностью, среди которых утончённая, изящная принцесса кажется воплощением древней богини Флоры, пожелавшей отдохнуть среди своих угодий.
Простой, на первый взгляд, сюжет картины «Принцесса в саду» оставляет зрителю простор для фантазии и размышлений. О чём задумалась принцесса? Какие мечты хранятся в её сердце? Кто вдохновил художника и послужил прообразом принцессы? Как истинный прерафаэлит, Хьюз разговаривает со зрителем при помощи полутонов и намёков, а его внимательное наблюдение за окружающим миром и тщательная прорисовка деталей позволяют полностью погрузиться в созерцание картины и почувствовать безмятежность и гармонию с природой.
При жизни мастера не было организовано ни одной персональной выставки его полотен, но в наши дни его завораживающие, магические картины стали известны во всём мире.
* * *
Комментариев нет:
Отправить комментарий