Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 24 марта 2024 г.

Как сложилась судьба маленькой девочки с портретов Веласкеса.

Диего Веласкес, Менины. 1656. Холст, масло. 318 × 276 см. Прадо, Мадрид
Картину «Менины» по праву считают вершиной творчества испанского живописца Диего Веласкеса. Тем более, что он, как и всякий гениальный художник, оказался немного провидцем: ведь в торжественном антураже одного из покоев испанского дворца, где он и запечатлел инфанту Маргариту, явственно чувствуется напряжение, связанное с непростой уже на тот момент судьбой девочки. 
Она была избалованной (а как не избаловать принцессу?), очень болезненной (с чего ей быть здоровой, если её родители были родственниками?) и в какой-то мере обречённой на несчастливую жизнь - уже тогда было известно, что она станет женой родного брата своей матери. 
И каким контрастом смотрятся рядом с ней красавицы менины – то есть фрейлины, от испанского Las Meninas! 
Так что выбор названия картины, под которым она и вошла в сокровищницу мирового живописного фонда, видится не случайным. Менины здесь - фигуры жизнеутверждающие, главные. 
А вот отца и мать инфанты, тоже страдающих от болезней, художник сделал фигурами второстепенными и лишь отразил в зеркале.
Потом Веласкес будет писать её портреты ещё не раз - по мере взросления: инфанта в розовом, инфанта в голубом, инфанта в сером... Роскошные платья из тяжёлой, негнущейся парчи, в которые, как в броню, заковано совсем ещё хрупкое тело, нежные светлые или золотистые волосы, бледная, почти прозрачная кожа, грустные глаза… 
Она далеко не красавица — постоянные близкородственные браки в семье почти не оставили на это шансов, но и не уродлива, как её несчастный младший брат. 
Хотя некоторые искусствоведы считают, что, возможно, Веласкес несколько приукрасил внешность инфанты, ведь все её портреты
писались для того, чтобы отправить их жениху, будущему императору Леопольду I. 
А после смерти Веласкеса инфанту писали другие художники, и на этих портретах мы видим совершенно иное лицо: тёмные тусклые глаза навыкате (она действительно страдала болезнью щитовидной железы), пухлые губы и тяжёлый выдвинутый вперёд подбородок - все самые явные внешние признаки представителей рода Габсбургов.
Когда старшая сестра Маргариты, инфанта Мария-Терезия, стала супругой короля Франции Людовика XIV и отреклась от прав на испанский престол, а затем скончался и брат, Маргарита оказалась ближе всех к испанскому трону. 
И даже когда родился ещё один брат, король всё равно настоял на том, чтобы даже после замужества за инфантой оставались права на испанский престол. 
Будь её здоровье крепким, выживи она сама, её дети и внуки, быть может, и не случилось бы войны за испанское наследство, которая охватила Европу в конце XVII века. 
Но всё это было далеко впереди, а сейчас инфанте ещё только предстояло отправиться к жениху…
Инфанту Маргариту чуть ли не с самого рождения начали готовить в жёны будущему императору Священной Римской империи Леопольду I. Словом, готовился очередной родственный брачный союз между представителями рода Габсбургов, который должен был укрепить позиции Испании и Римской империи, в отношении французского королевства. 
Суженый инфанты был старше неё на 11 лет и приходился ей дядей по материнской линии и двоюродным дядей - по отцовской. 
Габсбурги вообще приветствовали внутрисемейные браки, что с точки зрения генетики было нецелесообразным, ведь это приводило к рождению мёртвых или нездоровых детей. 
Одним словом, постоянные близкородственные браки полностью испортили генофонд рода, но на это по тем временам никто не обращал внимание.
Осенью 1665 года скончался отец Маргариты, король Филипп IV, а в апреле 1566-го после траура, в Мадриде состоялась её свадьба - но без присутствия жениха. 
В королевских и императорских семьях это было нередким: такие свадьбы совершались «по доверенности», на которой роль жениха (или невесты) «играл» другой человек. 
Через несколько дней после этого Маргарита вместе с огромной свитой выехала в путь — сначала в Барселону, оттуда морем до Генуи, затем в Милан, и, наконец, в Вену. 
Ещё в дороге она отправила своего камергера, молодого графа Ламберга, к будущему супругу, чтобы тот передал ему подарок — кольцо с огромным бриллиантом и шахматы из золота, усыпанные драгоценными камнями. 
С собой она везла богатое приданое.
Существует легенда, что огромный голубой бриллиант «Виттельсбах», дошедший до наших дней, был подарком Филиппа IV дочери в честь помолвки — может быть, это и не так, но драгоценностей в семье и без того было достаточно. 
Кроме драгоценностей, нарядов, дорогой посуды и тканей в её приданом было около тысячи килограмм (!) шоколада. 
Как её тетка, знаменитая Анна Австрийская, приучила к шоколаду французов, так и Маргарита – австрийцев, привезя с собой шоколад.
Рассказывают, что, когда через несколько месяцев император Леопольд встретил невесту неподалёку от Вены, он был удовлетворён внешностью своей наречённой, однако заметил про себя, что у неё на шее большой зоб, который художники тактично не «замечали». 
Маргарита пыталась максировать этот недостаток одеждой, но со временем делать это становилось всё труднее… 
А вот какое впечатление произвёл на Маргариту суженый, остаётся только догадываться.
Мало сказать, что император Леопольд был некрасив - он был откровенно уродлив... 
Но надо отдать ему должное, он был хорошо образован, обходителен и галантен, что Маргарита не могла не заметить. 
В тот день она подарила жениху (как своему рыцарю) невероятной красоты ленту; однако это была не просто шёлковая или бархатная лента, а настоящее произведение искусства, сплошь усыпанное драгоценными камнями. 
Император гордо прикрепил подарок к шляпе, но, видимо, сделал это недостаточно тщательно; а поскольку он то и дело приподнимал шляпу в знак приветствия и, спеша обратно, ехал на своём коне очень быстро, подарок потерялся… 
На следующий день украшение нашли (правда, в нём не хватало нескольких камней) и вернули императору.
Уже вскоре инфанта Маргарита торжественно въехала в Вену — в огромной, разукрашенной золотом карете, а рядом восседал император в испанском плаще и шляпе с пышными перьями. Торжественная процессия двинулась к церкви Святого Августина, придворной церкви Габсбургов, которая повидала на своём веку немало свадеб этой семьи. 
А после венчания состоялись свадебные торжества, которые длились несколько месяцев.
Фейерверки, спектакли, балы - всё это было в таком масштабе, что свадьба Леопольда и Маргариты считается пиком расцвета австрийского барокко. 
Размах был неслыханный!
⠀Забегая вперёд, скажем, что этот брак окажется счастливым — да, ей не исполнилось тогда и шестнадцати лет, а ему — двадцати семи, но разница в возрасте была не столь уж велика, а общих интересов у супругов окажется много. 
Так что «Гретль», как называл он свою Маргариту, и «дядюшка», как называла она своего Леопольда, проживут вместе всё отведённое им время в согласии и любви. 
А вот австрийские подданные так и не смогли полюбить свою императрицу: говорили, что она была надменна, упряма, холодна, придерживалась испанских обычаев и суеверий и всячески манипулировала мужем. 
Но главное, конечно, было не это: Маргарита так и не смогла подарить мужу и Империи долгожданного наследника.
⠀Главной задачей молодой императрицы, разумеется, было как можно скорее произвести на свет сына. 
Ведь за годы, пока шли брачные переговоры, в мир иной отошли четыре эрцгерцога, и Леопольд таким образом был единственным оставшимся живым мужчиной в австрийской линии Габсбургов. Будущее Австрии теперь зависело от 15-летней девочки… 
И вот уже в марте 1667 года Леопольд сообщил народу и испанским родственникам, что он уже несколько дней таит радостную надежду и молит Господа о благополучном появлении потомства. Он сообщил, что Маргарита прекратила носить каркасные платья, а на мессы в церковь её теперь носят в специальном паланкине - так при венском дворе принято было сообщать о беременности императрицы.
В сентябре 1667 года императрица достигла таких размеров, что едва могла ходить. 
Из Испании вместе с женой испанского посла к австрийскому двору прибыла опытная повитуха, которая не только знала своё ремесло, но и сама произвела на свет 17 детей. 
В семьях монархов было обычным делом, что супруга-иностранка приглашала повитуху из своей родной страны, чтобы в момент родов говорить с ней на родном языке. 
Весь двор между тем молился о благополучном исходе родов, а в церквях выставлялись Святые Дары и круглосуточно шли службы.
 Вскоре 16-летняя Маргарита подарила жизнь первенцу, которого назвали Фердинандом Венцелем. 
Император Леопольд был на седьмом небе от счастья, что родился сын, и предвкушал новую беременность супруги. 
Но маленький эрцгерцог умер в январе 1668 года после кратковременной болезни, не дожив до четырёх месяцев. 
Причина смерти в придворных документах не указывается, скорее всего, она была неизвестна. Прошло всего несколько месяцев, и Леопольд сообщил в Испанию, что его жена снова беременна, и предположил, что на этот раз, скорее всего, родится девочка. 
Так и случилось. 
Принцесса Мария-Антония родилась ровно в срок и была вполне здоровым ребёнком.
Всего за шесть лет супружества Маргарита беременела шесть раз и родила четверых детей, из которых выжила только Мария Антония (в будущем она станет женой императора Максимилиана II). 
Все остальные дети умирали в младенчестве: второй долгожданный сын Йоханнес прожил всего несколько часов, а принцесса Мария-Анна, родившаяся очень слабой, умерла через две недели. 
Каждый раз от потери наследника Леопольд страдал не меньше жены и даже винил себя, но сегодня можно с уверенностью сказать, что дело было в слабом здоровье самой императрицы. Мало того, что врачи постоянно делали ей кровопускание, так ещё, её, беременную, «лечили» от зоба, перевязывая его шпагатом! Тогда ещё не знали, что зоб (болезнь щитовидки) является одной из причин и выкидышей, и бесплодия, и многих болезней у рождённых детей. 
К тому же Маргарита сама по себе была болезненной особой с хрупким телосложением, и частные беременности плохо влияли на её и без того слабое здоровье.
Маргарита так и не смогла привыкнуть к Австрии и её народу. 
Высокомерная испанка презирала всё австрийское, не хотела учить язык новой родины, чувствовала себя чужой, ущербной, не способной родить наследника. 
Кроме того молодая императрица была очень набожна, и подвигла Леопольда к изгнанию из Вены евреев, которых считала виновными в своих многочисленных неудачных родах. 
Дошло до того, что в 1670 году император приказал разрушить Венскую синагогу, на месте которой по его же приказу была построена церковь. 
Постоянные придворные интриги и конфликты её испанской свиты с австрийскими аристократами изнуряли Маргариту. 
Она чувствовала неприязнь со стороны австрийцев, которые радовались её неудачам, и сначала втихаря, а со временем всё более открыто стали желать ей смерти, чтобы их император мог наконец взять «полноценную» жену, способную родить. 
От этого Маргарита впала в глубокую депрессию и потеряла всякую радость к жизни...
Тем временем гонка по зачатию наследника продолжилась с прежним усердием. 
В конце декабря 1672 года императрица, казалось, снова была в положении... 
Прежнюю повитуху, которой вменяли в вину смерть второго императорского сына, отправили назад в Испанию и попросили прислать кого-то получше. 
Однако новая повитуха уже не потребовалась. 
В феврале 1673 года Маргарита слегла с бронхитом, который несмотря на предпринимаемые меры, обострялся с каждым днём. 
Большой зоб затруднял дыхание и мешал откашливаться, и императрица даже не могла говорить, только постоянно хрипела. 
Затем её тело стали сотрясать судороги, и после 16 дней мучений она умерла. 
Ей было всего 21 год, и она скончалась во время седьмой беременности, так и не выполнив свой «династический долг».
32-летний вдовец был безутешен - ещё и потому, что вместе с женой умер и его неродившийся сын. 
Но «в интересах династии» всего через несколько месяцев после смерти супруги император Леопольд снова вступил в брак. 
Вот только вторая его супруга, Клаудия Фелицита, родственница из тирольской линии Габсбургов, тоже не выполнила возложенную на неё задачу и тоже умерла совсем молодой, произведя на свет за два года брака одну за другой двух слабых девочек, умерших вскоре после рождения. 
И только третья жена Леопольда, Элеонора Магдалена, выполнила свой «долг» и родила императору двух здоровых сыновей, которые достигли взрослого возраста. 
Мария-Антония - единственная дочь Маргариты и Леопольда - прожила на свете не на много дольше матери, 23 года. 
В несчастливом браке с баварским курфюрстом она родила троих сыновей, которые так же умерли маленькими, и скончалась в 1692 году, ещё до смерти своего третьего сына. 
В своём завещании она отказалась от испанского престола и завещала своё состояние ему, но мальчик умер в 6-летнем возрасте, что послужило началом Войны за испанское наследство… 
С тех пор прошло более 300 лет, но история короткой жизни Маргариты Испанской дошла до наших дней, и во многом - благодаря её многочисленным портретам, навсегда запечатлевшим инфанту в самом счастливом для неё времени.
* * *

Комментариев нет:

Отправить комментарий