Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 7 марта 2024 г.

Оживший натюрморт Осияс Бирт Старшего-"Блюда с устрицами, фруктами и вином"

Осиас Берт Старший или I (Первый) был одним из пионеров создания столовых натюрмортов в Антверпене. Он специализировался в этом жанре в то время, когда создание таких работ было почти анонимным. На настоящее время в мире известно более двадцати работ художника (и число их растет) с его автографами или монограммами, а число достоверно атрибутированных работ Берта не превышает пятидесяти. Читайте дальше  ⏬
 
Видео - National Gallery of Art

Из двадцати подписанных работ Берта ни одна не датирована. Поэтому датировка ряда его работ, выполненных на медных пластинах, основана на клеймах этих медных пластин, выполненных меднолитейщиком мастером Питером Тасом, у которого художник приобретал медные пластины.

Питер Стас в начале первого десятилетия XVII века менял клеймо, и в зависимости от вида клейм на пластинах, можно определить время, когда приблизительно были художником написаны на них натюрморты.

Столовые натюрморты Осиаса Берта являются изображениями богатых блюд, поданных на стол в красивой дорогой посуде. Его композиции характеризует уравновешенность, а составляющие их предметы выполнены с особым тщанием и вниманием к деталям.

Осиас Берт. Блюда с устрицами, фруктами и вином. Время создания 1620-1624. Размеры 52.9 x 73.4 см. Изображение The National Gallery of Art, Вашингтон, США.
Перед зрителем одиннадцать устриц лежат на оловянной тарелке: они кажутся настолько натуральными и жидко-текучими, что можно представить, как устрицы выскальзывают из своих жемчужно-белых раковин. Лежащие рядом на столе две экзотические ракушки из южных морей подчеркивают исключительную редкость предметов и блюд. Справа на переднем плане чаша китайской керамики Ван Ли полна роскошными сладостями, украшенными сусальным золотом. Две другие китайские чаши на заднем плане переполняют изюм, инжир, миндаль и каштаны. В центре стола находится керамическая тацца со сладостями-комфитами: покрытыми сахарной глазурью корицей, миндалем, анисом. Паста из айвы в деревянных коробочках - еще один деликатес, которым наслаждались богатые люди по особым праздникам.

К XVI веку кондитеры научились искусству придания нужного цвета айвовой пасте, меняя технологию ее приготовления: быстрое кипячение давало слегка оранжевый цвет, а медленное, но долгое кипение под крышкой давало более глубокий коричневый цвет. Для усиления цвета добавляли сок барбариса или кошениль.

В конце XVI века деликатесы из айвы, полученные из португальского сорта айвы мармело (marmelo) с высоким содержанием пектина, придавали разные формы с нанесением на них рельефных узоров или геральдических гербов знатных особ. Так появился мармелад.

В фармакопее считалось, что паста из айвы, ее отвары и желе способствуют пищеварению, поэтому их подавали в конце еды - на десерт, как принято сейчас.

На заднем плане справа оловянная тарелка с обжаренными в масле и посыпанными сахаром и корицей каштанами.
* * *

Комментариев нет:

Отправить комментарий