Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 2 ноября 2020 г.

Французская майолика Бернар Палисси, 16 век

Бернар Палисси (Bernard Palissy, 1510 -1589/1590) Victoria and Albert Museum Catalogue 

Родившись в бедной семье, самоучка, он хвастался,  что не говорит ни на греческом, ни на латыни. Простой горшечник, гончар, гугенот, он стал изобретателем, художником, физиком, химиком, агрономом, одним из основателей современной геологии и палеонтологии. Он известен тем, что всю свою жизнь боролся за то, чтобы не подражать китайскому фарфору, основатель Французской майолики. 


Палисси занимался фаянсом, эмалями, глазурью, выпустив в свет трактат "О гончарном искусстве, его пользе, об эмалях и огне"(1580). Он изучил и опубликовал немало призводственных тайн и секретов, но оставил и свои: целый ряд рецептов его глазурей не раскрыты и по сей день. Бернар Палисси прожил долгую трудовую жизнь, а в конце ее был брошен в застенки Бастилии, как гугенот. Там он и умер. Существует версия, что его казнили.






Все блюда Палисси овальной формы, на них изображаются различные виды раковин, пресмыкающиеся, растения, чаще всего древовидные папоротники, окруженные водой. Вода — стихия, где, по мнению Палисси, появились основные формы жизни. Интересен выбор животных на блюдах «сельских глин». Это ископаемые раковины, рыбы, пресмыкающиеся, ракообразные, то есть самые древние существа на Земле. А сам метод, который применял Палисси, возможно, свидетельствует о своеобразной «магии». Известно, что в натурфилософии Возрождения наука неотделима от магии, представления о «симпатии и антипатии» вещей — от научных открытий. При этом вспоминаются два следующих утверждения Палисси: «Все глины возникли из скал», «Все земли могут стать глинами». Таким образом, «сельские глины» — это не просто «глины», а понятие, несущее философский смысл.





Палисси — автор двух больших книг-трактатов. Первая, напечатанная в 1563 г., называлась так: «Действительное средство, благодаря которому все жители Франции могут увеличить свое состояние, а также те, которые не имеют никаких научных познаний, смогут научиться философии, необходимой всем обитателям Земли. А также книга эта содержит рисунок сада, представляющего столь же приятное, как и полезное изобретение. А также рисунок и план защищенного и совершенно неприступного города».





Образцом для такого города служила раковина или, точнее, пурпурный моллюск. От торговой площади и дома губернатора, находящихся в центре города, спиралями вьются улицы, причем последняя спираль образует внешнюю стену города. Вторая книга, опубликованная в 1580 г., называлась «Чудесные рассуждения о природе вод и источников естественных и искусственных, о металлах, солях, камнях, землях, об огне и эмали, со многими другими тайнами предметов, встречающихся в природе. С прибавлением трактата об удобрении земли, все представленное в виде разговоров, которые ведутся Теоретиком и Практиком». Уже одни лишь названия трактатов Палисси показывают широкий круг его занятий и интересов, соединение в его деятельности научного и творческого подхода.









Творчество Палисси-керамиста можно разделить на два больших периода. Первый период — «сельские глины», как мастер называл свои изделия, созданные во время пребывания в Сенте. «Сельские глины» — фаянсовые большие, неглубокие, всегда овальной формы блюда с широкими прямыми краями, они украшены мотивами живой природы.
Второй период — «парижский», когда Палисси работал в Тюильри. В это время Палисси впервые применил формовку в гипсе для выпуска массовой однотипной продукции. К этому периоду относятся многочисленные композиции на библейские и мифологические темы, часто представляющие свободные копии с фресок.

Произведения Бернара Палисси пользовались большим успехом не только в его время, но и в последующих веках. Недаром герой романа Бальзака «Шагреневая кожа» замечает в лавке древности в первую очередь изразцовую печь, «настоящее чудо искусства, порожденное гением Бернара Палисси». А под «лавкой древностей» Бальзак, как известно, подразумевал шедевры мирового искусства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий