"Шествие Волхвов" Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция
Капелла Волхвов
Драгоценное сердце флорентийского Кватроченто.
Цикл этих фресок, представляющих собой единую декорации является росписью Капеллы Волхвов (Cappella dei Magi).Это знаменитая капелла в Палаццо-Медичи-Рикарди (Флоренция), расписанная художником Беноццо Гоццоли в 1459-60 гг. на сюжет прибытия волхвов в Вифлеем, в образе которых изображены члены семьи Медичи и многие их современники. Читайте далее ⏬
Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli, (1420-1497) — итальянский (флорентийский) художник, автор многочисленных циклов фресок.
В 1459 году художник получает заказ от семьи Медичи и приступает к работе.
Я не стану изображать исключительность, не буду ловить информацию в облаках, а просто возьму её из википедии :)
Смысловой центр росписи капеллы - алтарь, в центре алтарный образ "Рождество", исполенное Ф. Липпи. Прямо над ней Беноццо Гоццоли написал символы 4х евангелистов, а на боковых стенах абсиды — сонмы ангелов, поющих славу новорожденному Иисусу. На узких простенках над входами — пейзажи с пастухами, пришедшими поклониться Младенцу.
Три остальные стены капеллы - это непрерывная фреска, изображающая нескончаемое многолюдное шествие, возглавляемое тремя вохвами. В процессию включены более 150 фигур, среди них - члены семьи Медичи, их приближённые и даже сам автор фрески - Беноццо Гоццоли. Вифлиемская звезда, которая указывает им путь, изображена прямо на потолке капеллы.
Образы столь идеализированы, что сложно с полной уверенностью отождествлять их с реальными историческими персонажами. И всё же...
Три стены - три "короля".
По ходу дела прочитала об одном нюансе, связанным с Рождеством и Новым Годом. Правда это относилось к Испании, но наверное не только. Вот текст:
"Однако с наступлением нового года череда праздников вовсе не завершается. Скорее, наоборот. Впереди еще один важный праздник – праздник волхвов (или, как его еще называют, День трех королей). Он посвящен трем языческим царям-магам – Валтасару, Мельхиору и Гаспару, которые, согласно евангельской легенде, пришли поклониться новорожденному Христу. День волхвов славится одним зрелищным событием. Это – прибытие волхвов и шествие по улицам.
6 января вечером к берегу причаливает корабль, из которого выходят трое «королей» и их свита – слуги и придворные. Под ликование толпы, салют и музыку они садятся на лошадей и отправляются по улицам города, образуя настоящее карнавальное шествие. Главные действующие лица, неспешно едущие на конях и в каретах, кидают в толпу горсти конфет и мелких подарков, осыпают счастливых граждан конфетти и поют праздничные гимны.
Подобное действо происходит не только в столице. Каждый город старается организовать нечто похожее, и в каждом уголке Испании прибытие волхвов обставляется как-то по-своему".
В Каталонии, например, в День Королей на завтрак положено есть Роскон — пирог с марципанами, в которой запекается маленькая фигурка и фасолинка. Тот, кому достанется кусок с фигуркой — становится королём праздника, а кому фасолинка — тот оплачивает Роскон.
Итак - шествие. Восточная стена - Процессия Молодого Короля, южная стена - Процессия среднего Короля, западная стена - Процессия Старого Короля.
Начинаем с Молодого Короля. Восточная стена.
Во главе процессии скачет молодой волхв в окружении пажей - Лоренццо Великолепный.
Затем, впереди кавалькальды — Пьеро Медичи, сбруя его белого коня украшена фамильными эмблемами и девизом «Semper» (всегда). Опознается при сопоставлении лица изображенного с портретным бюстом рабты Мино де Фьезоле. Считается, что рядом с ним изображен его брат Джованни Медичи или же отец Козимо Медичи - Пьеро Медичи
В толпе изображен человек, на шапке которого написано Opus Benotii. Это автопортрет художника.
Считается, что в группе портретов есть также изображения Витторино да Фельтре, Марсилио Фичино, Филиппо Строцци и Никкола да Уццано, однако опознать их невозможно.
На заднем плане - живописные пейзажи и сцены охоты.
Южная стена. Процессия Среднего Короля.Принято считать, что второй волхв - это византийский император Иоан VIII Палеолог, который жил во Флоренции за 20 лет до написания фресок, во время, когда там проходил флорентийский собор.
Три пажа за спиной второго волхва — возможно, одетые в мужские костюмы сестры Лоренцо — Бьянка, Наннина и Мария, образы так идеализированы и неиндивидуальны, что официально установить что-либо сложно.
Западная стена, Процессия Старого Короля.
Юноша с гепардом за спиной, возможно Джулиано Медичи.
Так в этих фресках воплотилась, кажется вся Италия: вдохновенна, щедра, великолепна, кукольна, гротескна, царственна и проста, даже дика в своей сохранившейся первозданности, идеализирована и вместе с тем возвышенна в своей полноте.
* * *
Комментариев нет:
Отправить комментарий