Жорж Сёра, французский художник второй половины XVIII века, прославился, прежде всего, как создатель новаторской живописной техники – пуантилизма. Читать дальше
Пуантилизм предполагал создание нужного оптического эффекта с помощью множества маленьких, расположенных вплотную друг к другу мазков «чистых» цветов.
По мысли Сёра, разноцветные точки, соседствуя друг с другом, смешиваются на сетчатке глаза зрителя и позволяют ему увидеть задуманный художником образ. «Цирк» стал самым выразительным образцом применения пуантилизма.
Бледный клоун в красном
Внизу полотна на переднем плане изображён неестественно бледный клоун в ярко-красном костюме и таком же парике, стоящий спиной к зрителю.
Это самая яркая из изображённых на холсте фигур. Наблюдатель будто смотрит на ограниченный участок арены из-за плеча клоуна.
Клоун держит в правой руке что-то вроде занавеса, который заслоняет правый угол картины и скрывает часть фигуры артиста, держащего в руке хлыст. Этот странный персонаж в красном словно собирается задёрнуть занавес и закрыть арену от тех, кто разглядывает картину.
Артисты и зрители
Центр и правая часть полотна наполнена движением. Стремительно несётся белый конь. На его спине выполняет трюк акробатка в летящем по воздуху жёлтом платье. Рядом на арене прыгают и веселятся клоуны.
В противоположность этой живой динамике верхняя левая часть картины статична. Она заполнена скучающими зрителями. Многие их них не смотрят на арену, некоторые разговаривают друг с другом, никто не аплодирует, не улыбается.
Справа, за спиной инспектора манежа, мы видим что-то вроде дверного проёма, ограниченного красной рамой. Проём плотно заполнен фигурами людей в таких же, как на артисте с хлыстом, костюмах. Над ними на балкончике – музыканты со скрипками.
Цвета
Три цвета: жёлтый, красный и белый, доминируют на полотне, создавая впечатление праздничности, зрелищности, пестроты и яркости циркового представления.
* * *
Комментариев нет:
Отправить комментарий