Клод Моне Поле маков (Champ de coquelicots) Холст, масло. 60,5 × 92 см. 1886 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Тема маковых полей давно привлекала Моне, и живя в Живерни, он обращается к ней вновь. Полностью отказавшись от детализации, художник передает впечатление сильного ветра, когда маки в едином порыве пригибаются к земле.Уже знакомые по другим картинам стога сена и тополя обрамляют горизонт поля. На заднем плане крупными мазками выписан лес и горы.
*****
Клод Моне - Цветущий сад в Сент-Адресс. Оригинальное название: Jardin en fleurs, à Sainte-Adresse
Год создания: около 1866. Месторасположение: Музей Фабра, Монпелье
Характеристики: холст, масло. 64.8 x 53.8 см
Лето 1866 и 1867 годов Моне провел в курортном городке Сент-Адресс, где располагался родительский дом. Буйная растительность и живописные пейзажи приморского Сент-Адресс стали частой темой в ранних работах Моне. Яркие и чистые цвета на холсте воспроизводят безмятежное настроение юного художника, оказавшегося в красивом месте. Цветущие кусты роз на переднем плане служат своеобразной изгородью, за которой можно разглядеть часть семейного дома и одиноко стоящий кипарис. Полуденный солнечный свет слева оставляет неглубокие тени на траве, играет контрастами в мозаичных узорах цветущего кустарника. Мазки кисти на цветах настолько малы, что сродни стилю пуантилизм, появившемуся намного позднее. Этот почти классический по композиции пейзаж отличает смелая техника, характеризующая впоследствии движение художников-импрессионистов.
*****
Клод Моне - Адольф Моне в саду Ле-Кото в Сент-Адресс. Оригинальное название: Adolphe Monet in the Garden of Le Coteau at Sainte-Adresse. Год создания: 1867. Месторасположение: частная коллекция. Характеристики: холст, масло. 83 x 101 см
Лето 1867 года Клод Моне провел в Сент-Адресс, пригороде Гавра, вместе со своим отцом и теткой Софи Лекадр. После строительства железнодорожной ветки, соединяющей Сент-Адресс и Гавр, городок превращается в популярный курорт, застроенный фешенебельными виллами. Вилла Ле-Кото, на которой жил художник, часто присутствует в его пейзажных работах. На данном холсте изображен отец художника Адольф Моне, читающий газету под сенью тенистых деревьев в саду виллы Ле-Кото. Солнечный свет заполняет пространство на заднем плане картины, создавая сходство с ярко освещенной сценой. Используется смелая палитра цветов, мазки кисти выразительны, акцент делается на обширных областях света и тени, а не на самих объектах
*****
Клод Моне - Завтрак на траве. Оригинальное название: Luncheon on the Grass. Год создания: 1866. Месторасположение: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Характеристики: холст, масло. 130 x 181 см
Летом 1865 года, восхищенный работой Эдуарда Мане "Завтрак на траве", Клод Моне начинает работу над амбициозным полотном под тем же названием. Размеры картины (460 x 640 см) должны были поразить всех зрителей на предстоящем парижском Салоне 1866 года, так как были сравнимы с мастерской Курбе, где часто работал художник. Но, чувствуя, что не успевает, Моне бросает работу и оставляет незаконченную картину хозяину гостиницы в счет оплаты проживания. Через шесть лет он разыскивает холст, сильно пострадавший от сырости, и решает разрезать его на три части, одна из которых считается утерянной. Судя по представленному уменьшенному этюду, картина могла стать одним из самых выдающихся произведений творчества Моне. Вслед за Эдуардом Мане, героями своего полотна художник делает своих друзей, собравшихся на пикник. Для женских образов позировала его невеста Камилла Донсье, а в качестве мужских персонажей выступили Альберт Ламброн, Гюстав Курбе и Фредерик Базиль. В отличии от Мане, человеческие фигуры и пейзаж написаны на пленэре и имеют одинаковую эстетическую ценность. Солнечные лучи словно струятся через кружево листьев, мягко прикасаясь к ткани на платье, человеческой коже, участкам травы. Фигуры и пейзаж состоят из обобщенных цветовых пятен-мазков, оттенки и цвет которых зависят только от освещения. Контуры предметов как будто смазаны легким дуновением воздуха, а солнечные блики создают игру света на белой скатерти.
*****
Клод Моне - Женщины в саду. Оригинальное название: Femmes au jardin . Год создания: около 1866. Месторасположение: Музей Орсе, Париж
Характеристики: холст, масло. 255 x 205 см
Разочарование Моне, вызванное незавершенностью "Завтрака на траве", было отчасти компенсировано успехом "Камиллы" в Салоне 1866 года. "Я все более доволен, что вернулся в провинцию и работаю с большим форматом, чем когда-либо", пишет он в письме из Виль-д'Авре в мае 1866 года. В надежде реализовать свои амбициозные планы, связанные с "Завтраком на траве", Моне бросается за работу над новым полотном, изображающим модно одетых людей за досугом. Огромный размер холста и работа на пленэре поставили перед художником сложную задачу, которую он решил с помощью вырытой в земле траншеи и системы лебедок, опускающих и поднимающих холст. Подобное решение позволило ему не менять перспективу и органично вписать фигуры в пейзаж, уделив особое внимание воздуху и свету вокруг них.
Для достижения подобного эффекта Моне подкрашивал тени, освещение и одежду, смешивая их цвета с цветом листвы и тем самым создавая впечатление естественной атмосферы в летний солнечный день. Моделью для всех женских фигур выступила Камилла Донсье, подруга художника, также присутствовавшая в "Завтраке на траве". Моне умело отрисовывает белые платья, фиксируя их в структуре композиции - симфонии зеленого и коричневого тонов, представленных деревом в центре и тропинкой.
Закончив работу в мастерской, Моне представил ее жюри Салона 1867 года, но получил отказ из-за отсутствия сюжета и видимых мазков. В тот период времени картины были обязаны иметь исторический, литературный, религиозный или социальный контекст, чего полотно Моне было лишено. Техника художника с точки зрения академической живописи также обладала небольшим диапазоном тонального моделирования, что без сомнения сказалось на решении жюри. Вскоре после этого события картину приобретает друг художника Фредерик Базиль, в собственности семьи которого она находится до 1876 года, после чего путем обмена переходит к Эдуарду Мане, а затем возвращается в руки ее автора Клода Моне.
*****
Клод Моне - Дама в саду. Оригинальное название: Woman in the Garden
Год создания: 1867.Месторасположение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Характеристики: холст, масло. 80 x 99 см
Картина "Дама в саду" была написана Моне в загородной усадьбе Сент-Адресс близ Гавра. В качестве модели выступила Маргарита Лекадр, жена двоюродного брата художника. В утренний час, когда свет и тени еще четко разделены, а краски сохраняют яркость и красоту, лучи солнца пронизывают каждый листик дерева, изображенного на переднем плане. Здесь же изображена фигура молодой девушки в белоснежном платье, сравнимая не с человеком, а с лебедем, плывущим вдоль зарослей кустарников и деревьев.
Девушка и дерево расположены на одном уровне, что показывает желание художника приравнять природу и человека, сказать, что они едины и поэтому прекрасны. Примечательно, что Моне представил картину на четвертой выставке импрессионистов в 1879 году, включив ее в ретроспективный показ своих произведений.
*****
Клод Моне - Повозка по дороге в Онфлёр, покрытой снегом. Оригинальное название: A Cart on the Snowy Road at Honfleur. Год создания: 1865 или 1867. Месторасположение: Музей Орсе, Париж
Характеристики: холст, масло. 65 x 93 см
Увлечённость Моне впечатлениями, почерпнутыми из природы, является отличительной чертой его творчества. Художник оказался под влиянием сил природы: изменение света, смена времён года и время суток. На данной картине свет ещё освещает горизонт, постепенно слабея вдоль дороги. Сцена представляет собой зимний пейзаж, захватывающее окно в природу, в сезон, когда атмосферные условия особенно мимолётны и хрупки, и когда даже самые крошечные колебания света могут значительно изменять сцену от одного момента к другому.
*****
Клод Моне - Весенние цветы. Оригинальное название: Fleurs de printemps. Год создания: 1864.Месторасположение: Художественный музей Кливленда, Кливленд
Характеристики: холст, масло. 116.8 x 90.5 см
В письме Базилю от 26 августа 1864 года Моне писал: "Хочу сообщить, что я отправляю свою цветочную картину на выставку в Руан; сейчас там много красивых цветов, но, к сожалению, мне приходится много работать над уличными этюдами и я не смею приступить к работе с цветами."
Великолепный натюрморт "Весенние цветы" является наиболее важной цветочной композицией в раннем творчестве Моне, сохранившейся до наших дней. Она раскрывает увлечение Моне захватом временных эффектов, которые стали основным направлением его более поздних экспериментов в живописи. Написанный с почти научной точностью, этот натюрморт обладает свежестью и непосредственностью, частично вытекающей из его композиции. Изолированные на темном фоне, полностью зрелые пионы, горшечные гортензии и лиловая сирень располагаются внизу перед геранью. В то же время, энергичная кисть Моне передает искрящуюся игру света на листьях и лепестках.
Отправной точкой вдохновения для Моне, без сомнения, послужили непринужденные натюрморты Будена, написанные примерно в то же время, например "Букет цветов", где цветы, собранные в саду, случайно разброшены на нейтральном темном фоне. Не следует отрицать и влияния Курбе. Изобилие цветов и богатое использование краски могли быть результатом натюрмортов Курбе, часто написанных с помощью мастахина. Тем не менее единственным цветочным натюрмортом того времени, равным Моне по свежести восприятия и исключительному живописному эффекту, является полотно Ренуара "Весенние цветы". Уже в этот ранний период Ренуар и Моне разделяли общую эстетику, которая искала новый вид красоты, полученный из обычных предметов.
Согласно более позднему письму к Базилю, Моне был разочарован в других работах, выставленных в Руане, а также в размещении его картины. "Я никогда не видел коллекцию таких плохих работ ...позорных работ... Что касается меня, то мне не повезло, мне было присвоено ужасное место с плохим освещением, где совершенно невозможно ничего разобрать."
*****
Клод Моне - Охотничий трофей. Оригинальное название: Trophée de chasse. Год создания: около 1862. Месторасположение: Музей Фабра, Монпелье. Характеристики: холст, масло. 104 x 75 см
В самом начале своей карьеры Моне наиболее часто обращается к изображению неодушевленных предметов. Хотя впоследствии он продолжает интересоваться этим жанром, натюрморт так и не стал одной из главных тем его живописи. Это объяснялось тем, что натюрморт в отличие от портретной тематики был менее дорогостоящей областью исследования для молодых художников XIX века и не требовал платы за труд натурщиц. В любом случае, Моне твердо считал натюрморты своим лучшим достижением, предложив один из них в 1859 году в муниципальный совет Гавра с ходатайством о стипендии.
В том же году он представил два натюрморта живописцу Констану Тройону для демонстрации своих навыков живописи. Данная работа показывает удивительное мастерство, не ожидаемое от юного художника. Конечно, в композиции и выбранных моделях прослеживается наследие Шардена и пышность полотен Тройона. В Салоне 1859 года Моне восхитила картина Тройона, изображающая собаку с куропаткой в зубах: "это замечательно, что вы можете чувствовать запах ее шерсти", писал он своему наставнику Будену. Но уверенность в композиции и смелость во взаимодействии текстур показывают, что Моне уже мог демонстрировать свою независимость от влияния признанных мастеров этого жанра.
*****
Клод Моне - Уголок студии. Оригинальное название: Coin d'atelier. Год создания: около 1861. Месторасположение: Музей Орсе, Париж. Характеристики: холст, масло. 182 x 127 см
Полотно "Уголок студии" относится к самым ранним произведениям Клода Моне, написанным им вскоре после приезда в Париж. Увлеченный живописью и уже заслуживший славу карикатуриста в родном Гавре, Моне переезжает во французскую столицу для расширения культурного кругозора и начала занятий живописью с профессиональным учителем. Представленный натюрморт поражает вниманием к фактуре предметов и естественному освещению студии.
На фоне живописных обоев мастерской показан столик с книгами и палитрой художника, оружие на стене и часть неизвестной картины. Краски в деревянной палитре блестят на свету, красный бархатный берет лежит рядом с пирамидой из трех книжных фолиантов, а изящные ножки деревянного столика бликуют на солнце.
Гамма красок колеблется от грязно-зеленого, красного и желтого до черного цветов, представляя весь спектр на чрезвычайно ярких обоях. Экзотическая бухта, представленная на них, отвлекает внимание зрителя от столика на переднем плане, соперничая с ним по буйству красок и значению в натюрморте. Амбициозный размер холста и колоритная палитра выдают начинающего художника, предпринимающего свои первые шаги в живописи и старающегося найти свой собственный стиль
*****
Клод Моне - Камиллаю Оригинальное название: Camilleю Год создания: 1866ю Месторасположение: Кунстхалле, Бремен
Характеристики: холст, масло. 231 x 151 см
Камилла или Дама в зелёном - масштабный портрет девятнадцатилетней Камиллы Донсье, первой жены художника, выполненный в стиле реализма. Картина Моне была нетрадиционной для своего времени. Огромные масштабы картины были, как правило, зарезервированы для портретов королей и знати, а движение Камиллы от зрителя не давало оценить ситуацию и контекст происходящего.
* * *
Комментариев нет:
Отправить комментарий