Есть много способов, которыми можно прочитать картину "Сатурн, пожирающий своего сына". Возможно, Гойя пытался изгнать демонов из своего разума или демонов из своей страны. Или, быть может, он пытался честно рассказать об одном ужасающем аспекте человеческой природы, используя навыки и методы, которые он изучал, создавал и применял на протяжении всей жизни.
Чёрные картины" изменили историю искусства, но, наверное, страшнее всего то, что Гойи всё равно. Читайте дальше ⏬
Его не волнует, как мы читаем эту картину, потому что он не писал её для нас или для кого-либо ещё. "Сатурн, пожирающий своего сына" существует вне толкования.
Это жестокая сила. Ужас без посредничества. Чудовище, выглядывающее с тёмной стены в тёмной комнате, глодающее...куски живой плоти
Художники часто обращались к истории Сатурна (в римской мифологии) или Кроноса (в греческой). Он поедал своих новорожденных детей, узнав о пророчестве, согласно которому, его свергнет собственный ребёнок, который появится в будущем. Несмотря на каннибализм, живописцы изображали Кроноса с классическим, героическим телосложением
Чтобы предотвратить пророчество, Кронос проглатывал каждого из детей, рождённых ему Реей. К несчастью для него, Рея решила спрятать своего младшего сына Зевса. В итоге он исполнил пророчество о свержении своего отца и положил конец господству титанов
Картина Гойи гораздо более ужасающая. Он черпает вдохновение у Питера Пауля Рубенса, фламандского живописца, одного из основоположников искусства барокко, изобразившего то же самое событие. В "Сатурне" Рубенса титан, кажется, высасывает жизненную силу своего ребёнка. Даже для такой ужасающей темы Рубенс демонстрирует всю драму, богатство, даже красоту, выделяющую стиль барокко, которому он помог стать знаменитым.
"Сатурн" Питера Пауля Рубенса, 1636.
* * *
Комментариев нет:
Отправить комментарий