Вознесение» — картина Сальвадора Дали, созданная в 1958 году.
Сюжет: вознесение Христа, популярный у старых мастеров, которыми восхищался художник — Караваджо, Тициана и Рембрандта.
Вдохновение: сюрреалист утверждал, что его вдохновило «космическое сновидение», увиденное в 1950 году — примерно за восемь лет до написания картины. В видении, насыщенном яркими цветами, художнику явилось ядро атома, которое он изобразил на заднем плане композиции. Позже к нему пришло озарение, что оно и было «истинным представлением объединяющего духа Христа».
Вот как объясняет ее сам Дали: "Взрыв атомной бомбы 6 августа 1945 года произвел во мне глобальное сейсмическое потрясение. С тех пор атом занял центральное место в моем сознании. Многие сцены, появившиеся в тот период, выражают напряженный страх, который охватывал меня всякий раз, когда я слышал о взрыве бомбы.
"Я применил к анализу мира мой параноидально-критический метод. Я стремился постичь и понять скрытые силы и законы вещей с тем, чтобы подчинить их моей власти. Блестящее вдохновение подсказало мне, что в моем распоряжении имеется необычайное оружие, способное помочь проникнуть в самую суть реальности: мистицизм - иными словами, глубокое интуитивное знание всего сущего, непосредственное сообщение обо всем, абсолютное видение милостью правды, милостью Божией!.. ''
В таком напряженно-пророческом состоянии я неожиданно понял, что средства живописного выражения достигли наибольшего совершенства и наибольшей выразительности в период Ренессанса, а декаданс современной живописи является следствием скептицизма и отсутствия веры..."
Дали очень четко и последовательно определяет три осноных источника своего нового вдохновения:
1) достижения современной науки - прежде всего, ядерной физики
2) искусство мастеров Ренессанса
3) испанский религиозный мистицизм, то есть, католическую веру в самом истовом своем проявлении
Центром композиции являются ноги (испачканные стопы — отсылка к длительным прогулкам Христа с учениками), которые одновременно закрывают центр атома позади фигуры.
Тело Христа — от ног на переднем плане до протянутых рук — образует треугольник.
В небе над Иисусом мы видим не Бога-отца, что было бы логично, но залитое слезами лицо Галы, жены Дали. Голубь под её подбородком явно символизирует Святого Духа.
Сальвадор Дали — мастер иллюзий, манипулятор пространством и временем — сбивает зрителя с толку причудливым сопоставлением разных перспектив и точек зрения в «Вознесении». Мы не знаем, взлетает Христос или спускается. Ещё один ракурс, который окончательно дезориентирует смотрящего, — это пейзаж внизу, представленный в естественном для зрителя положении.
Множество вопросов, которые мы задаём себе, глядя на эту картину, возможно, и есть та цель, к которой стремился Дали. Не зря же он утверждал, будто сюжет пришёл к нему во сне. Пожалуй, ни одна другая работа периода «ядерного мистицизма» не передаёт дух этого метода настолько буквально. И наивысшая радость для ценителей его творчества – впрочем, как и любого другого – заключается в том, что мы можем по-своему интерпретировать то, что имел в виду художник
.* * *
Комментариев нет:
Отправить комментарий