Я только что закончил отрубленную голову канака [жителя тихоокеанских островов], красиво разместил ее на белой подушке во дворце моего изобретения и охранял женщинами, также моего изобретения.--Поль Гоген
В письме к своему другу Даниэлю де Монфрейду Поль Гоген почти небрежно упомянул эту поразительную картину с отрубленной человеческой головой, которую он написал во время своего первого пребывания в Полинезии в начале 1890-х годов. Реальные события, от смерти таитянского короля Помаре V вскоре после прибытия Гогена до того, что художник стал свидетелем публичной казни на гильотине несколькими годами ранее, вероятно, повлияли на ее темную тематику.
Гоген добавил таитянские слова «Arii» и «Matamoe» в левом верхнем углу холста. Первое означает «благородный», второе — «спящие глаза», фраза, которая подразумевает «смерть».
Идея человеческой головы, ритуально выставленной в богато украшенном интерьере, предполагает формальность правителя, лежащего в гробу, что подтверждается присутствием скорбных фигур на заднем плане. Однако эта сцена не соответствует фактическим отчетам о похоронах Помаре V, поскольку тело не было обезглавлено. Гоген был склонен фантазировать о жизни в Полинезии так же, как и документировать ее. Яркие красные, желтые и розовые цвета сопоставлены с приглушенными коричневыми и пурпурными, чтобы вызвать тропическую чувствительность. Грубый, похожий на мешковину холст также намекает на экзотический «примитивизм». В свою иллюстрированную коллажами книгу Noa Noa , которую он начал после своей первой поездки на Таити, он включил копию этой картины и комментарий о том, что он считал смерть Помаре метафорой утраты местной культуры из-за европейской колонизации.
Символисты, включая Гогена, имели пристрастие к изображениям обезглавленных голов и любых связанных с ними фигур, таких как Орфей и Иоанн Креститель. Но в более общем смысле Гоген также свободно смешивал восточные и западные образы. Его одержимость темой смерти, которая проявляется во всех его таитянских картинах, является не столько отсылкой к духовным верованиям или к тому, что он видел вокруг себя, сколько, что, возможно, более важно, к тому, как он видел себя. Гоген считал себя мучеником, пострадавшим от современного общества, которое заставило его бежать в «примитивную» культуру.
* * *
Комментариев нет:
Отправить комментарий